Событие, произошедшее на Восточном экономическом форуме, который недавно завершился во Владивостоке, только начинают осмысливать все заинтересованные, да и незаинтересованные стороны. Хотя, кажется, последних, если речь идет о России и Китае, нет.
Итак, ВЭФ впервые посетил Председатель КНР Си Цзиньпин. Важные переговоры с Владимиром Путиным, совместные прогулки по Владивостоку и другие общие для двух лидеров мероприятия – это, безусловно, центральные события повестки тех сентябрьских дней. Однако появление Си Цзиньпина в Приморье на важном экономическом мероприятии — это еще и знак всем предпринимателям Поднебесной, куда им следует двигаться, в каком направлении развивать свою деловую активность. И вот не надо говорить, что подобного подтекста в появлении Си Цзиньпина во Владивостоке не было. Китай, хоть и родина супер-миллионера Джека Ма и еще большого числа более чем состоятельных людей, все-таки страна социалистическая. Поэтому руководящую роль Коммунистической партии никто не отменял.
Посетить Владивосток Си Цзиньпин, естественно, решил не накануне. Это было четко спланированное и подготовленное мероприятие. Отсюда возникает закономерный вопрос: почему именно сейчас? Почему раньше не приезжал? Ну, и ответ тоже очевидный: мир изменился, причем сильно. Китай объявлен в новой редакции Стратегии национальной безопасности США противником США, да и торговая война с Америкой заставила Китай пересмотреть рынки сбыта.
С Россией все понятно, но если не США, то емким и платежеспособным рынком сбыта для КНР может стать Евросоюз. Традиционный маршрут через Суэцкий канал для Китая вариант плохой. Он может быть закрыт ему в любой момент под предлогом появления на пути следования товаров с логотипом «Made in China» пиратов, возглавляемых «злобным и ужасным» Бармалеем.
В общем, Китаю нужны для поставки его товаров в Европу альтернативные маршруты, где никакие США ничего сделать не смогут. Такие маршруты есть у Российской Федерации — БАМ, Транссиб, Севморпуть. Очевидно, что в Китае про них знают. Поэтому, наверное, Си Цзиньпин и приехал во Владивосток в этом году.
Еще одной причиной визита на форум во Владивостоке может быть активизация всех энергетических российско-китайских проектов. Растущая экономика Китая переходит с нефти на газ. В прошлом году по газопроводу «Центральная Азия – Китай» страна получила 37,5 млрд. кубометров СПГ. Но этого растущей экономике мало. Где взять? Конечно, в России.
Ведь еще в 2015 году «Газпром» под брендом «Сила Сибири» предлагал строительство не одного, а трех магистральных трубопроводов. «Сила Сибири-1» уже строится. А будут еще «Сила Сибири-2» от Уренгойского центра газодобычи мощностью 30 млрд. кубометров и «Сила Сибири-3» — продолжение уже существующего магистрального газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток с шельфовых месторождений «Сахалин-3» максимальной мощностью 20 млрд. кубометров.
Понятное дело, Китаю выгодна «Сила Сибири-3», как самый короткий и дешевый маршрут, но для России-то очень выгоден второй вариант! Китай до последнего оттягивал подписание договора по «Силе Сибири-2» не только из-за дороговизны проекта. Он должен был подготовить соответствующую инфраструктуру. И вот теперь говорят, что можно начинать. Видимо, подготовительные проекты реализованы. А пока будет идти строительство «Силы Сибири-2», будет наращиваться мощность центрально-азиатского МГП и вестись работы, необходимые для приема и освоения российского газа. Да, мы будем поставлять газ в Китай, но одновременно мы реализуем самый нужный и выгодный для себя проект.
Эксперты говорят, что Россия в ближайшие пять лет сможет поставить КНР до 80 млрд кубометров газа по таким маршрутам, которые не сможет перекрыть хитрая рука дяди Сэма.
А ведь есть еще СПГ-проекты России и Китая…
В общем, Россия и Китай «без шума и пыли», как любил говорить Лелик из «Бриллиантовой руки», оформили стратегический энергетический альянс. А что дальше? Дальше – будет еще больше.
Теги:
россия,
китай,
путин,
сотрудничество,
си цзиньпин