Советские и российские фильмы, побеждавшие в Каннах&nbsp

<br />
Советские и российские фильмы, побеждавшие в Каннах&nbsp<br />

Фото:
Teleprogramma.pro

больше по теме

Фильмы Каннского кинофестиваля: что стоит смотретьПредставляем наиболее интересные фильмы Каннского фестиваля. Один из крупнейших кинофорумов Старого Света появился… благодаря нацистам. Точнее, кинематографу фашистской Германии. Из-за того, что киносмотр в Венеции в 30-х имел сильный перекос в сторону местных и немецких фильмов, он постепенно терял почитателей и престижность, а уж после победы Лени Рифеншталь и ее «Олимпии» и вовсе разразилось несколько скандалов. Тогда французы решили создать свой фестиваль, но помешала война.

Первый Каннский кинофестиваль начал жить 20 сентября 1946 года. И сразу принес успех советскому фильму.

«Телепрограмма» вспоминает его и другие наиболее успешные творения наших режиссеров, снискавших признание на европейских киноподмостках.


«Великий перелом», 1946 год 
Фильм советского режиссера Фридриха Эрмлера получил Гран-при кинофестиваля. Сейчас это вторая по значимости награда после «Золотой пальмовой ветви», но до середины 50-х была первой. Вместе с «Великим переломом» победителями были названы еще 10 фильмов. Больше такой щедрости жюри никогда не выказывало. Картина актуальна для послевоенного времени и рассказывает о судьбах тех, кто командовал обороной Сталинграда. Главную роль исполнил Михаил Державин-старший. Сейчас картина, судя по всему, не очень популярна, ее рейтинг IMDb — всего 6,4.

Пару премий получили и другие картины: «Каменный цветок» Александра Птушко — за цветовое решение, а «Человек №217» Михаила Ромма взял премию Ассоциации авторов фильмов за режиссуру.

Кадр из фильма «Великий перелом», 1946 год 

«Отелло», 1956 год 
За экранизацию знаменитой драмы был награжден Сергей Юткевич — он получил приз за лучшую режиссуру, и для него это был второй успех в Каннах. Двумя годами ранее он был удостоен международного приза фестиваля за фильм «Великий воин Албании Скандерберг». В «Отелло» же главную роль сыграл Сергей Бондарчук (в IMDb у него все получше — 7,2 балла). В тот же год Тенгиз Абуладзе и Резо Чхеидзе выиграли конкурс короткометражек.

Кадр из фильма «Отелло», 1956 год 

«Летят журавли», 1958 год 
Сценарий единственного нашего фильма, который получил «Золотую пальмовую ветвь», пересказывать не надо. Для Михаила Калатозова эта картина стала самой успешной в карьере, и — одной из последних. После «Журавлей» он снял еще всего три фильма и не писал сценариев. История любви, разворачивающаяся на фоне военных действий, созданная по пьесе Виктора Розова, до сих пор будоражит зрителей — 8,3 балла в рейтинге IMDb.

Кадр из фильма «Летят журавли», 1958 год 

«Повесть пламенных лет», 1961 год 
Этот фильм нынче вспоминается нечасто, а ведь в 60-х он наделал шума, став первым советским широкоформатным кино. История колхозника, который от первых боев на Днепре дошел до самого Берлина, была удостоена в Каннах приза за лучшую режиссуру, который получила Юлия Солнцева. 7,0 на IMDb по результатам голосования всего лишь 75 пользователей не дают представления об отношении наших современников к этому фильму. Юлия Солнцева сняла потом всего несколько фильмов, в одном из которых, кстати, играл тот же Сергей Бондарчук. Но особой славы они не снискали.

Кадр из фильма «Повесть пламенных лет», 1961 год 

«Ленин в Польше», 1966 год 
Еще один приз Юткевича за режиссуру. Главная тема фильма — освобождение арестованного в деревне под Краковом Владимира Ленина, заподозренного в шпионаже. Фоном — события Первой мировой войны. Вождя революции сыграл Максим Штраух, для которого эта роль стала последней. Рейтинг IMDb — 7,1, но всего 60 проголосовавших.

Кадр из фильма «Ленин в Польше», 1966 год 

«Солярис», 1972 год 
Экранизация романа Станислава Лемма принесла Андрею Тарковскому вторую награду Канн. Первой, тремя годами ранее, стал приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) за «Андрея Рублева». По результатам опросов многих авторитетных изданий, «Солярис» однозначно входит в список величайших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа. Зрители согласны: 8,3 на IMDb.

Кадр из фильма «Солярис», 1972 год 

«Сибириада», 1979 год 
Спустя семь лет успех Тарковского повторил Андрей Кончаловский. Гран-при фестиваля получила «Сибириада» — эпопея о жизни нескольких поколений из одной семьи. Картина, что любопытно, снята по госзаказу: к очередному съезду КПСС нужен был фильм, рассказывающий о жизни советских нефтяников. В итоге получилось действо на 4,5 часа. IMDb — 8,1.

Кадр из фильма «Сибириада», 1979 год 

«Жертвоприношение», 1986 год 
Еще семь лет, и еще один Гран-при Тарковского. На этот раз — за «Жертвоприношение». Аркадий Стругацкий в сценаристах, Бах в саундтреке, ядерная война — главная фактурная линия фильма. Начавшаяся в день рождения главного героя.

«Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — говорил об этом фильме сам Тарковский.

Те же 8,1 на IMDb.

Кадр из фильма «Жертвоприношение», 1986 год 

«Покаяние», 1987 год 
Еще один Гран-при взял Тенгиз Абуладзе за «Покаяние». Этот удивительный фильм попал на экраны только спустя три года после завершения монтажа и внутри страны взял шесть премий «Ника». Канны стали логичным продолжением успеха, ведь «зачем нужна дорога, если она не ведет к храму»? Сюрреалистичная история, которая не поддается краткому описанию, стала перекличкой с историей исполнителя одной из главных ролей Германа Кобахидзе, который отыграл несколько сцен, а потом захватил пассажирский самолет и был расстрелян. Работу продолжали, понятное дело, уже без него, а когда закончили — картину невзлюбил сам Шеварднадзе, многолетний руководитель Грузии, и не хотел пускать ее на экраны.

Одно досадно — пристойного русского перевода фильма так и не было сделано. 8,4 на IMDb — абсолютный рекорд для советского кино.

Кадр из фильма «Покаяние», 1987 год 
10 
«Такси-блюз», 1990 год 
Последняя большая награда нашего кино — приз за лучшую режиссуру Павла Лунгина. Бесподобная (и лучшая в жизни) роль Петра Мамонова. Очень символичное кино. IMDb — 7,5.

Кадр из фильма «Такси-блюз», 1990 год 
Российское кино, 1991—2017

Тут засветились многие известные режиссеры. Но все— со второстепенными наградами. За операторское искусство, отдельные роли, сценарии. Лунгин, Михалков, Звягинцев, Гай-Германика. Свою первую большую победу в Каннах наше кино пока так не дождалось.

Читать ещё •••

Источник